Лёгкое переключение и безупречное исполнение (как и прежде)
Кот выпущен из мешка! Shimano представила свою новую группу Dura-Ace перед самым началом Тур де Франс 2016 года. На презентации во Франции было несколько Pinarello Dogma F8, оборудованных Dura-Ace R9100, для средств массовой информации, чтобы можно было сделать небольшие заезды и получить первые впечатления от езды с новинкой. Чтобы делать какие-либо заявления о новой группе Dura-Ace Di2 или Dura-Ace с гидравлическими дисковыми тормозами, придётся подождать ещё некоторое время.
В целом, Dura-Ace R9100 является эволюцией Dura-Ace 9000, а не революционно новой группой оборудования. Внешний вид несколько отличается, но на дороге ощущение поразительно похожи на текущую топовую шоссейную группу Shimano.
Это, конечно, не критика, а констатация факта. Если бы был сделан шаг назад, как многие в своё время считали по поводу группы 7900 японского производителя, это была бы совсем другая статья. Вместо этого эффективность текущей топовой группы была улучшена в тонких нюансах, которые требуют пристального внимания, чтобы можно было оценить их.
DURA-ACE R9100: ВНЕШНИЙ ВИД
В реальности новая Dura-Ace выглядит лучше, чем на фотографиях. При представлении новой группы всегда необходим некий период адаптации пользователей. Когда была выпущена Dura-Ace 9000, поначалу она вызывала неоднозначные эмоции, потребовалось время, чтобы привыкнуть к четырёхлапке паука системы. Теперь внешний вид Dura-Ace 9000 кажется привлекательным практически всем. С большой долей уверенности можно утверждать, что то же самое будет с R9100.
Шатуны и задний переключатель изменились внешне более всего остального – теперь их дизайн стал более угловат, агрессивные линии заменили плавные кривые. В отделке все детали ушли от металлической полировки предыдущего поколения. Вместо этого Shimano предлагает мерцающую чёрную отделку с оловянной полировкой для ряда деталей, таких как задний переключатель, втулки и передние звезды.
Задний переключатель Shadow позаимствовал геометрию от деталей Shimano для МТБ. Впрочем, свою работу он делает хорошо, чётко перебрасывая цепь по шестерням и предохраняя механизм от земли в случае аварии.
Лапка переключателя несколько длиннее, что позволяет использовать новую 11-скоростную кассету Shimano с расчётом 11-30. Переключатель также может быть использован с прямым креплением (direct mount), освобождая место для установки сквозной оси (thru axle). Ограничитель рубашки троса заднего переключателя также использует немного более короткий участок, и представители Shimano отметили, что теперь он на четыре грамма легче, чем раньше.
Эргономика ручек переключения еще более улучшена: лепесток переключения вниз стал больше и удобнее, слегка извилистый рычаг тормоза и текстурные накладки на ручки - впервые для механических групп Shimano.
Тормоза также стали более угловатыми и у них теперь широкие «плечи» под шины 28-мм ширины. На тест предоставлялись суппорты со стандартным креплением, но Shimano будет продолжать предлагать тормоза с прямым креплением, выступающие как вариант более лёгких шоссейных тормозов Shimano.
Кроме клиренса шин, самое значительное изменение ободных тормозов - это новая ориентация рычажка для быстрого освобождения колеса. Теперь нет промежуточных позиций – тормозные рычаги либо открыты, либо закрыты, а в закрытом положении рычажок находится заподлицо с тормозным рычагом.
DURA-ACE R9100: ПЕРВЫЙ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПРИ ЕЗДЕ
В руках новая Dura-Ace R9100 чувствуется довольно утонченной, как вы и могли бы ожидать от японской фирмы. Рычаги переключения и тормоза стройнее, чем раньше, а текстурная накладка на ручки даёт хорошее сцепление, что вы, несомненно, оцените во время езды в дождь.
Переключение очень лёгкое, как и в предыдущей версии. Shimano утверждает, что передний переключатель имеет более легкое действие, чем у 9000, но на дороге различие ощутить трудно. Впрочем, достаточно сказать, что переключение просто отличное. Ход рычага переключения передач уменьшен, но не до такой степени, чтобы происходило случайное переключение. Лепесток переключения вниз, который Shimano называет «освобождающий рычаг», теперь больше и делает движение переключения легче.
Рычаги теперь имеют 14 миллиметров регулировки, по сравнению с 10 мм на рычагах 9000. Этот дополнительный диапазон предоставлен для того, чтобы лучше соответствовать большим рукам, а в коробке рычаги поставляются с ходом на две трети, примерно таким же, как полный ход рычагов 9000.
Как и следовало ожидать, собранная механиками Shimano, новая группа Dura-Ace R9100 функционировала безупречно. Проведя с этой группой больше времени, можно будет сказать какова окажется её эффективность после нескольких месяцев напряженного использования в различных условиях. Но если брать за показатель работу деталей серии 9000, то потребитель, готовый раскошелиться на лучшее, что может предложить японская фирма, не будет разочарован.
Хотя это не то, что вы сможете оценить во время езды, размещение внутренней звезды системы теперь на 0,4 миллиметра ближе к средней оси велосипеда. Это улучшает линию цепи (ChainLine) и позволяет производителям рам использовать более короткие нижние перья. В спецификации Shimano теперь показатель самых коротких рекомендуемых перьев равен 410 миллиметров, по сравнению с 415 мм при использовании шатунов серии 9000.
DURA-ACE R9100: УСТАНОВКА И СОВМЕСТИМОСТЬ
Опыт показывает, что для успеха группы оборудования большое значение также имеет и то, насколько просто её установить и настроить. Несколько новых возможностей делают в этом плане 9100 немного лучше предшественницы.
В частности, стоит упомянуть передний переключатель. Высокий верхний рычаг переднего переключателя действующей 11-скоростной Shimano остался в прошлом, теперь он заменён внутренним коленчато-рычажным механизмом. Это даёт больший клиренс для более широких шин, что немаловажно для велосипедов велокросса, конфликтовавших с предыдущими переключателями. Кроме того, в новый переключатель встроен натяжитель тросика. Это устраняет необходимость установки на тросик отдельного регулятора натяжения при сборке велосипеда.
Dura-Ace R9100 сохраняет ту же маршрутизацию тросиков (кабелей), что и 9000, поэтому взаимная совместимость не станет для вас проблемой. Так же, как и взаимозаменяемость деталей. Для тех, кто хочет использовать новую кассету 11-30, нужно будет лишь заменить задний переключатель и кассету. Если у вас есть проблемы с клиренсом шин при переднем переключателе, вы можете поставить лишь новый передний переключатель с вашими шатунами 9000 или 6800.
Если вам умопомрачительно понравилась эргономика новых рычагов переключения, возьмите себе лишь ручки и используйте их с трансмиссией 9000 или 6800, которая у вас есть. Единственным исключением полной обратной совместимости является недопустимость использования новых шатунов со старым передним переключателем. На некоторых рамах старый передний переключатель не будет иметь достаточно широкого диапазона регулировки, чтобы цепь чётко вставала на новую внутреннюю шестерню.
DURA-ACE R9100: ПЕРВАЯ ОЦЕНКА
Резонный вопрос, которым многие задаются: даёт ли новая механическая группа что-то такое в повышении эффективности работы, чтобы это заслуживало апгрейда вашего велосипеда на новинку? Если в настоящее время вы ездите на Dura-Ace 9000, то, честно скажем, нет.
Возможно, некоторые новые функции вам понравятся. Если да, то можете приобрести только то, без чего вы прямо-таки жить не можете. С другой стороны, если вы хотите купить новый велосипед, то, несомненно, новая группа 9100 обеспечивает столь же исключительную эффективность работы, как и её предшественница.